Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации программы: 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» разработана с учетом современных требований и основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
6. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
7. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №061844).
8. Об учете результатов внеучебных достижений учащихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Лего-конструирование» имеет техническую направленность.
Данная программа представляет уникальную возможность для детей младшего школьного возраста освоить основы лего-конструирования и робототехники, создав действующие модели простых механизмов.
Применение конструкторов LEGO в дополнительной образовательной программе школы позволяет существенно повысить мотивацию учащихся, организовать их творческую и исследовательскую работу. А также позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Актуальность программы
Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Важным условием успешной подготовки инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания школьников и даже дошкольников. Развитие образовательной робототехники в России сегодня идет в двух направлениях: в рамках общей и дополнительной системы образования. Образовательная робототехника позволяет вовлечь в процесс технического творчества детей, начиная с младшего школьного возраста, дает возможность учащимся создавать инновации своими руками, и заложить основы успешного освоения профессии инженера в будущем.
В настоящее время в образовании применяют различные робототехнические комплексы, одним и из которых является конструктор Lego WeDo. Работа с образовательными конструкторами LegoWeDo позволяет учащимся в форме игры исследовать основы механики, физики и элементарного программирования.
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал.
Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по данной программе этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что она направлена на развитие образного и логического мышления детей посредством применения различных материалов LEGO. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность на занятиях конструированием позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.
Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Цель программы
Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.
Задачи программы
Образовательные:
-формирование умений и навыков конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач по механике;
-знакомство и освоение программирования в компьютерной среде LEGO WeDO
Воспитательные:
-создание условий для проявления самостоятельности, активности учащихся;
-воспитание уважения к интеллектуальному труду, умения работать в группах;
-воспитание ответственности при выполнении работ;
-воспитание высокой культуры, дисциплины;
-воспитание коммуникативных способностей.
Развивающие:
-развитие творческой активности;
- развитие самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;
-развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, комбинаторного, творческого).
-развитие познавательного интереса к азам предметов информатика, физика, робототехника.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности состоят в том, что в основе обучающего материала лежит изучение основных принципов механической передачи движения и элементарное программирование. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся младшего школьного возраста могут учиться создавать и программировать модели, проводить исследования, составлять отчёты и обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
На каждом занятии, используя привычные элементы LEGO, а также мотор и датчики, ученик конструирует новую модель, посредством USB-кабеля подключает ее к ноутбуку и программирует действия робота. В ходе изучения курса учащиеся развивают мелкую моторику кисти, логическое мышление, конструкторские способности, овладевают совместным творчеством, практическими навыками сборки и построения модели, получают специальные знания в области конструирования и моделирования, знакомятся с простыми механизмами.
Ребенок получает возможность расширить свой круг интересов и получить новые навыки в таких предметных областях, как Естественные науки, Технология, Математика, Развитие речи.
Адресат программы
Программа «Лего-конструирование» рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 7 до 9 лет, имеющих интерес к конструированию и моделированию. Курс предназначен для детей, которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями. Форма обучения очная.
Программа состоит из теоретических и практических занятий, Общая продолжительность программы 144 часа. Занятия проводятся в группах 2 раза в неделю по 1 часу с перерывом на физминутку (+ итоговая выставка моделей, проектов, фоторепортаж, участие в конкурсах). Набор в группы свободный.
Особенности организации учебного процесса
Материал каждого занятия рассчитан на 1 академический час. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Планируемые результаты освоения программы:
Программа способствует формированию ключевых компетенций: эмоционально–психологических, регулятивных, социальных, учебно-познавательных, творческих, а также универсальных учебных действий. В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми технической грамоты, опыта проектной деятельности.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения. В результате освоения программы обучающиеся должны
Знать:
- правила безопасной работы;
- основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
- простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
- виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- основы компьютерной среды, включающей в себя графический язык программирования LEGO WeDo.
Уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- конструировать по образцу;
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- реализовывать творческий замысел;
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию;
- демонстрировать технические возможности изготовленных моделей;
- корректировать программы при необходимости.
ОСТАЛЬНЫЕ ПОДРОБНОСТИ МОЖНО УЗНАТЬ СКАЧАВ ПРОГРАММУ ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ: